Как записаться в библиотеку

Экскурсии по «Пушкинской карте»

Волонтёры Культуры

Консультации по вопросам
оказания государственной услуги

Часто задаваемые вопросы

Краснодар литературный

Вы можете оставить отзыв
о качестве условий оказания услуг

anketa-qr.gif

Анкета доступна по QR-коду,
а так же по прямой ССЫЛКЕ


Все о «Пушкинской карте»

Афиша PRO.КУЛЬТУРА

Оформление

Возможности

QR

Авторизация
Логин:
Пароль:
Регистрация
Забыли свой пароль?

«Здоровье как культурная традиция кубанского казачества»…
Выпуск 3



Сегодня мы рассмотрим данную тему сквозь призму традиций народной медицины на основе статьи М.В. Семенцова «Некоторые аспекты народной медицины кубанских казаков (в контексте биологической и культурной адаптации переселенцев к природно-географическим условиям Кубани)», опубликованной в научном сборнике «Освоение Кубани казачеством: вопросы истории и культуры» (Краснодар, 2002. С. 235-253). Статья интересна привлечением значительного числа исторических источников, которые придают большую объективность исследованию.

В период освоения казачеством территории Кубани условия жизни первых поселенцев были очень тяжелыми.

Из болот, облегающих край с трех сторон и загроможденных сорными, разлагающимися на корне растениями, - писал кубанский историк И.Д. Попко, - отделяются тлетворные вещества, производящие желчную лихорадку, называемую на казацком языке "корчей".

Немало горя принесла на Кубань чума. Так, в 1799 году на Черномории она унесла значительное количество «человеческих жертв» и борьба с нею стоила больших средств. По мнению И.Д. Попко, атмосфера и народное здоровье подчинены были влиянию ветров. Так северо-восточный ветер «производит летом расслабление и отвращение от труда на воздухе, а зимою посылает катары, колотья, ревматизмы. Под влиянием юго-западного ветра возникают лихорадки, горячки, рожистые воспаления лица» (Освоение Кубани казачеством… С. 238-239).

Теплый климат и наличие множества лиманов, ериков, болот создавал благоприятные условия для размножения малярийных комаров. От лихорадки вымирали целые казачьи семейства. М.В. Семенцов отмечает: «Лихорадка (малярия) свирепствовала на Кубани вплоть до 30 - 40 годов XX века, особенно в осеннее и весеннее время, унося ежегодно тысячи жизней. Коренные жители, казаки страдали от болезни меньше, чем иногородние, как люди, освоившиеся с климатом».

Далее в своей статье М.В. Семенцов раскрывает секрет «потрясающей способности казачества «укореняться» в новых условиях, адаптироваться и быстро развиваться, используя и совершенствуя опыт народных знаний».

«Самое широкое распространение в народной медицине получило использование лекарственных растений, так как состав лекарственного сырья на Кубани отличался большим видовым разнообразием. По свидетельству Д.В. Дашкова, которое относится к началу XIX века, «народ имеет большое отвращение от лекарств и кроме некоторых трав ничего не употребляет».

Как и на Украине, широкое распространение получили культивируемые растения (мята перечная, календула, шалфей и др.). В Закубанье широко использовались для лечения соки, ягоды, смолы деревьев, бактерицидные и витаминозные растения» (Освоение Кубани казачеством… С. 243).

Кубанская область изобиловала горячими ключами и минеральными грязями. «Самыми лучшими из первых считались Псекупские минеральные воды, находившиеся в Екатеринодарском отделе Кубанской области, близ местечка Горячий Ключ, в 60 верстах к югу от г. Екатеринодара. Они отличаются сильной минерализацией, которая в 5 раз превосходит Пятигорские минеральные воды. «До перехода вод к русским черкесы пользовались ими очень просто: каждый вырывал для себя яму в русле ручья и садился в неё по шею». С помощью Псекупских минеральных серно-щелочных вод «с заметным успехом излечивали ревматизм, разного рода язвы, затвердения, опухоли, кожные болезни, венерические болезни, цингу, золотуху» (Освоение Кубани казачеством… С. 246).

Лучшими лечебными грязями считались таманские, темрюкские, баталпашинские и ейские. «По словам Ф.А. Щербины, пользование этими грязями производилось самым примитивным образом. Больные, преимущественно ревматики, в летнюю жаркую пору, при добывании соли, «валяются», по местной терминологии, «в грязи» и «греются» или «сушатся на солнце» (Освоение Кубани казачеством… С. 247).

Перенесение живой народной традиции в новые условия требовало творческих усилий, сметливости, народной мудрости. Именно отпечаток всех этих качеств и лежит на этномедицине кубанского казачества.

В следующий раз мы продолжим рассмотрение этой темы с привлечением православного аспекта в методах лечения способами народной медицины.


Подготовила Полякова О.Н., главный библиограф отдела краеведения ККУНБ им. А.С. Пушкина